Сериал "Американцы" ("The Americans", 6 сезонов, 2013-2018) понравился необычным сюжетом, атмосферой, игрой актёров, отличается в выгодную сторону от большинства телешоу на шпионскую тематику грамотным и реалистичным сценарием. Работа сценаристов впечатляет, не только главные герои, но и остальные персонажи вызывают интерес, сочувствие и сопереживание, исполнители главных ролей Мэттью Риз и Кери Рассел соединились друг с другом и в реальной жизни, пресловутая "химия" между их персонажами - лишь одно из достоинств этого сериала. Ну а главное преимущество - это, конечно же, наличие сквозного сюжета, нет никакой сюжетной самостоятельности отдельных серий (как в сериалах - так называемых "процедуралах", ситкомах), даже отдельные сезоны неотделимы сюжетно, несколько лет сериал мог держать в напряжении телезрителя, хотя лично я просмотрел его за пару месяцев, и, признаюсь, это было весьма увлекательно. Но мы помним базовый принцип "если что-то показывают по телевизору, оно, вне сомнения, является пропагандой". Попытаемся сформулировать, "за что деньги плочены", какую пользу нынешним привилегированным кастам приносит наличие в информационном пространстве нашей планеты такого вот кинца. Главные герои - муж и жена, проживающие в начале и середине 80-ых годов XX века в уютном американском пригороде, выращивают двоих детей школьного возраста, девочку и мальчика, работают туристическими агентами в собственной турфирме и часто уезжают из дома по делам турфирмы, улаживать разногласия с отелями по поводу "несработавшей брони" и с аэропортами по поводу "невыданного багажа". При этом с первых же сцен зрителю ясно: благодушная и обаятельная семейная пара - глубоко законспирированные советские разведчики, шпионы-убийцы, родившиеся в России и внедрённые в якобы противостоящую СССР ведущую западную страну. Их дети ничего не подозревают об их деятельности, умная и проницательная старшая дочь постепенно начинает задавать вопросы по поводу долгих родительских поездок непонятно где и в конце начинает даже помогать им, младший сын только в самом конце сериала внезапно узнаёт, кем были на самом деле его вовремя смывшиеся додому родители. При этом, несмотря на выдающуюся подготовку, в этой семейной парочке советских шпионов нет ничего "супергеройского", нереалистичного, да, они фанатики и убийцы-душегубы, уничтожающие всех свидетелей своих злодейств и тех кто просто оказался на их пути к служению Родине. Такая канва сюжета для нас, зрителей из бывшего СССР, выглядит особенно привлекательно, из-за национальной и "советской" идентичности у меня в процессе просмотра сериала возникает сопереживание этим персонажам, оказавшимся в неестественной для себя среде и преодолевающим многие трудности ради высшей цели. Их мерзкие поступки, кроме обычной шпионской логики, получают дополнительное оправдание, так как никто не сомневается: США как страна заслуживали того, чтобы там работали наши шпионы, США - наш бывший (а может, и нынешний) геополитический враг. Так ли это? Об этом в конце обзора. Но ощущение геройского ореола вокруг главных персонажей - меня, как человека, родившегося в СССР, - не покидало при просмотре сериала. Противостоять хищным щупальцам КГБ сценаристы назначили несчастного в личной и семейной жизни, но обаятельного и внимательного агента ФБР, который, так уж случилось, оказывается непосредственным соседом нашей сладкой парочки, в связи с чем наши шпионы решают развить это знакомство и поддерживать постоянное добрососедское общение с ничего не подозревающим контрразведчиком. Который как раз и распутывает их проделки у себя на работе. Вызывают сопереживание и второстепенные персонажи этого сериала, пресловутое "раскрытие персонажа" на высоте, сценаристы - молодцы. Но если мы присмотримся ко всем персонажам и их моделям поведения, то легко заметим, что почти все они а) курят б) не дураки выпить в) без семьи или с проблемами в семье (главные герои, несмотря на все гигантские сложности своего положения, ещё выглядят самыми благополучными в этом плане) Да, в сериале есть табак, алкоголь, хоть и не в таком количестве как в российских сериалах. Гораздо ощутимее пропагандистский посыл насчёт семейного счастья, "вот, смотри, какие хорошие и интересные люди, но вот в семью у них не получается, ну ничего, зато всё равно они хорошие и интересные люди, а семья - это уж как получится, ну не получилось - ну что ж, смотрите, вот как надо себя вести если у вас проблемы в семье". В сериале не так уж и много "экшена", скорее он про психологическое противостояние. Но насилие, убийства - не только присутствуют в сериале, но и не получают по итогу развития сюжета надлежащей моральной оценки. Наш сосед из ФБР в конце концов связывает концы с концами и разоблачает нашу парочку, но даёт им возможность сбежать домой в СССР. "Мы просто делали свою работу" - такая вот отмазка - и её оказывается достаточно. Десятки трупов - это лишь такие издержки производства, да. Ну не убивать же их теперь. Традиционное для всех американских фильмов очернение России и СССР скорее присутствует чем отсутствует, но оно подано двояко, то есть, у меня нет возможности судить, как относился бы к главным героям, при всей их харизме, тот или иной американский зритель, но у наших зрителей, скорее всего, возникла бы гордость за свою бывшую страну, которая так хорошо готовила таких отважных героев для такой сложной работы. То есть сериал не выглядит заведомо антисоветским. Тем не менее, уже в первой серии "жену" в "процессе обучения" в КГБ изнасиловал один из офицеров, а сбежавшая от американского правосудия секретарша из ФБР, выдававшая секреты нашим героям, с отвращением готовит на отвратительной советской кухне какой-то отвратительный советский салат в одной из серий предпоследнего сезона. Не очень лестно показана и советская "легальная" резидентура в посольстве, тёмные и дремучие помещения, в которых сидят странные и слегка дремучие русские. Такие мелочи весьма эффективны как пропаганда. Но мы вернёмся к главной теме нашей статьи. Да, есть реклама алкоголя и табака, да, есть внушение "семья - это сложно", да, есть внушение "убивать ради Высшей Цели - правильно", но что ещё? Ведь всё это можно было изготовить гораздо дешевле. Зачем на фоне потоков цифрового ширпотреба вдруг собрали в группу отличных актёров и отличных сценаристов, и изготовили отличное зрелище длиной в шесть сезонов?
Пора заявить и об этом. Сериал "Американцы" - это реклама государства. Не какого-то конкретного государства, США или СССР. А реклама Государства вообще, в принципе, госурадства как Большого Брата, защищающего нас от наших врагов, денно и нощно, любыми доступными методами. Сериал как бы исторический, описывает годы сорокалетней давности, следующие поколения будут судить об эпохе по таким вот телепродуктам. И что же они увидят?
Ключевой миф, который нам пытаются продать - вот он. Якобы СССР и США были врагами в Холодной войне. Якобы СССР и США настолько ненавидели друг друга что даже кушать не могли. И даже засылали друг к другу супершпионов, с лицензией на убийства и прочие методы. И это не воспринимается как реклама, если не знать правду о той эпохе. А правда - слегка сложнее чем то, что в нас пытаются запихнуть в школах на уроках истории и через средства массовой культуры.
Анализ всей мировой истории конца ХХ века убедительно показывает: никакого действительного противостояния между СССР и США не было. Холодная война - остаёся самым кровавым конфликтом в истории человечества. Но Холодная война - это совместная, взаимовыгодная и согласованная зачистка стран третьего мира между СССР и США. При этом страны третьего мира не понимали, с кем воюют, им преподносили противостояние между НАТО и социалистическим лагерем и заставляли выбирать сторону. Многие и многие страны по всему миру были затерроризированы этой доктриной. Стоило какому-то президенту или вождю какой-либо скромной третьей страны повести свою политику, не увязанную с большими братьями из Москвы и Брюсселя - сразу же на его территории вдруг откуда-то возникали кем-то вооружённые повстанцы (от СССР или от США), а другая сторона (от США или от СССР) начинала назойливо предлагать свою помощь (оружие, деньги, оружие за деньги) от этой угрозы.
Речь не только про Вьетнам или Афганистан. В Индонезии, Руанде, обеих Конго, Колумбии, Боливии, Пакистане, Никарагуа - миллионы людей гибли в искусственных конфликтах, в которых обе противоборствующие стороны, порой не осознавая этого, управлялись из единого всемирного центра. Именно так доминирующая геополитическая сила применяла принцип "разделяй и властвуй" вместе с тотальным контролем умов средствами СМИ и массовой культуры. Только когда была запущена всемирная реклама СПИДа и планирования семьи - кровавая бойня по всему земному шару стала слегка стихать. Но учебники истории уже написаны - и они написаны по газетным заголовкам.
Современный наблюдатель уже может наглядно видеть, как разные национальные государства и геополитические союзы, декларируя противостояние и отстаивание собственных интересов, всё делают сообща, совместно и согласованно проводят различные информационные кампании. Но, к сожалению, современный наблюдатель-обыватель уже слишком угнетён своим воспитанием, своим образом жизни и ложными картинами мира в своём мозгу. Физиология современного молодого человека такова, что ему проще испытать подсунутую эмоцию ("не смешите наши искандеры") вместо вдумчивого анализа.
При этом поддержание официального мифа о Холодной войне велось уже тогда. Скорее всего и в СССР и в США существовали подразделения разведслужб, в которых служили люди, достаточно грамотные для проведения разведопераций - но недостаточно грамотные чтобы раскусить навязываемый выбор между двумя полуправдами. Существовали истории по типу той, что была рассказана в сериале. Существовали смелые порядочные люди, согласившиеся ради идеалов своей страны, патриотизма и классового сознания, вести такую вот скрытую вооружённую борьбу в тылу врага.
Подведём итог: что нам пытается продать сериал "Американцы" ? - официальный миф о Холодной Войне, заговаривание правды о совместной геополитике СССР и США во второй половине ХХ столетия; - тезисы "семья - это сложно", "убивать ради высшего блага - правильно", "алкоголь - это нормально", "курение - это нормально". |